четверг, 16 октября 2014 г.

Практическая архаика

Всё сказанное имеет важнейшее значение с точки зрения практической «архаики». Вещь «называется истинной тогда, когда она относится к интеллекту из которого берёт начало», но она «может соотносится с интеллектом сущностно либо случайно (Сум. Теол. I.16.1с). Это объясняет, почему «современная Готика» выглядит так, как выглядит – «фальшиво» и «неискренне». Ведь очевидно, что готическое искусство может быть известно профанному архитектору только случайно, а именно через изучение и замеры уже созданных строений; насколько бы он ни был образован, его работа не будет иначе как подделкой. Экхартом сказано (Evans ed., I, 108), что «для верного выражения вещь должна произрастать изнутри, быть движима своей формой; она должна прийти – но не снаружи, а изнутри»; так же говорит и Св. Фома (Сум. Теол. I.14.16С) о выполнимом (operabile), рассматривая его как зависимое – не как итог создания вещи по определённым канонам, а как приложение формы к материалу. И, поскольку современный архитектор не гот, он не содержит в себе требуемых форм.

Ананда Кентиш Кумарасвами.
"Средневековая теория искусства"

Комментариев нет:

Отправить комментарий