«Вращающийся замок» «принадлежит к той же общей категории, что и постоянно хлопающие
двери и сталкивающиеся скалы, [симплегады]... Он также имеет
особое значение когда речь идёт об описании иного мира». Этот иной мир – это
одновременно рай и мир умерших (1),
в послехристианском фольклоре отождествляемый со Сказочной Страной; он может
располагаться за морями на западе, или под его волнами, или в небе, но всегда
различными способами защищён ото всех кроме избранного героя, который достигает
цели своего Поиска. Это индийский «отцовский берег» и Брахмалока, и второе из
этих понятий особо значимо потому, что Брахмалока – это «земля, откуда не
возвращаются» или «val sans retour». Этот иной мир может изображаться
как вращающийся замок или город, или как замок с непрерывно закрывающимися или
вращающимися вратами.
[1] «Зевс иль Аид, каким бы именем Ты ни звался»
(Еврипид, Nauck, fr. 912); Платон, Законы 727D «Аид… тот мир
где Боги», ср. Федон 68AB, «Аид», там и только там может быть обретена
чистая мудрость. Отличие рая от ада не в месте, а во входящем; Пламя, как любит
говорить Якоб Бёме, одно и то же, но оно может стать любовью тех, кто любит,
или ненавистью тех, кто ненавидит. Так, в кельтской мифологии, Счастливый Страж
и Печальный Страж как место – это одно и то же, и различаются они только с
нашей точки зрения. Это значительная деталь для иконографии «Врат».
Комментариев нет:
Отправить комментарий