воскресенье, 8 июня 2014 г.

Украсть своё бессмертие (Ананда Кумарасвами)

Очень примечательно, что «Движущиеся Врата», через которые должен пройти любой из мифических героев, нужно преодолевать со всей скоростью и внезапностью, и даже лишившись при этом своего «хвоста»; которым может быть, как мы видели на примерах выше, корма лодки или один из двух братьев, а если говорится о стае птиц (голубей Зевса или гусей эскимосского сказания) – последний из их черёда, или пойманный преследователь победившего героя. Яркие примеры такого рода можно привести из широко распространённого в искусстве и сказках сюжета о «зайце и гончих». Вряд ли нужно напоминать, что заяц есть одно из многих существ (птиц, людей или животных)[1] которые играют роль героя в Поиске Жизни, или что собака есть один из многих видов стража Древа Жизни; какие бы частные способы выражения, находимые в наших примерах, не использовались для символизма похищения из охраняемого «запретного сада» или «замка».


[1] Например, боров, «похититель прекрасного» (vāma-moa), т.е. Сомы, ТС. VI.2.4.2. Великолепная румынская версия легенды объясняет «Почему у аиста нет хвоста»: воду жизни и смерти можно найти только пройдя между двух постоянно сталкивающихся гор в долину за их пределами; она принесена аистом, который, возвращаясь, едва проскользнул обратно, потеряв хвост (F.H. Lee, Folktales of All Nations, Лондон, 1931, стр. 836-838).

Эссе "Симплегады", перевод готовится у изданию.

Комментариев нет:

Отправить комментарий