Ригведа, йаджурведа ... вйакарана, миманса ... веданта, йога, ... артхашастра, теория йванов - таковы тридцать две видйи.
(Шукранитисара 4.3.59)
Врожденную дхарму, даже с грехом сопряженную, сын Кунти, Нельзя оставлять, ибо все начинанья окутаны грехом как пламя дымом.
(Бхагавад Гита 18.48)
Каждый исследователь традиции находит в ней иное, отличное от современного понимание мира. Жизнь для него теперь - не срок существования тела, а духовный путь,великая игра, постижение себя и мира. Работа и повседневная жизнь для него - не утомительная рутина, а дело, практика и даже сандхана. Приём пищи или гостей в доме - небольшой ритуал. "Истина - это моя мать, знания - мой отец, мой профессиональный долг - это мой брат, спокойствие - моя жена, а всепрощение - мой сын. Эти шестеро - члены моей семьи". Человек делает выбор жить иной жизнью и оберегает свои действия от всего, что признаёт нетрадиционным. Тем самым он поддерживает в себе и мире равновесие между "небом и землёй". В этом эссе будет рассмотрена самая вероятная ошибка, которую при этом можно совершить.
Разделяя все действия и явления на традиционные и нетрадиционные нужно провести между этими понятиями какую-то границу, но будет ли она одинаковой во всех случаях? Эта граница в каждой ситуации индивидуальна, и именно понимание её для каких-то условий места и времени позволяет создать Закон - который и станет этой границей запретного от верного. Очевидно, что конкретные приложения Закона различаются в зависимости от исторической эпохи и места применения, но, и это самое важное - глубинные принципы у него неизменны - в любой культуре есть понятия чистого и нечистого, достойного и недостойного для той или иной ситуации и так далее. Различается только форма этих ситуаций и, возможно, положение этой границы.
Но можно ли абсолютно и безапелляционно объявлять нечто "традиционным" или "нетрадиционным"? Что позволено Юпитеру, то не позволено Быку. Апостол Пётр говорит: "Вы знаете, что Иудею возбранено сообщаться или сближаться с иноплеменником; но мне Бог открыл, чтобы я не почитал ни одного человека скверным или нечистым" (Деян. 10:28). Очень немногие могут позволить себе стереть границу дозволенного и вредного. "Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною". (1Кор 6:12). Эта возможность и есть свобода, но проявляться она может в разных формах. Аскеты, не принимающие пищи годами свободны от граница голода и сытости, прозорливо видящие душу просителя старцы - от границы своей и чужой души. Таким образом, эта граница - зависима от времени и места (сам человек включается обычно во вторую из этих категорий).
Справедливо сказать, что стремящийся к истине стремится к свободе от всех границ, хотя её достижение совсем не обязательно вызывает те или иные явления, как в примерах выше. "Тот, кто знает свою ограниченность и не страдает от неё - свободен". Но как действует тот, кто ещё в пути, и делает его ступенями те или иные грани своей жизни? Такой человек заставляет себя "видеть свет во тьме, а тьму в свете", находить крупицу истины в любом месту мироздания - ведь истина, хотя бы в самой малой степени присутствует везде, так как именно причастностью к ней существуют все вещи, которые иначе просто были бы невозможны. Такой человек прилагает все усилия чтобы стирать для себя границы везде где возможно. Для него не существует непосильного дела, невыполнимого приказа или абсолютно некрасивой картины. Степень, в которой будет найдена истина совершенно не важна, важно само её достижение или хотя бы стремление, если попытка не увенчалась успехом, а отказ от стирания это границы и составляет двойственность в точнейшем смысле этого слова, как его использует веданта.
Конечно, понятие нетрадиционного и даже антитрадиционного обязательно будет присутствовать на индивидуальном уровне, так как любой индивид заведомо ограничен в возможностях и имеет те или иные предрасположенности и уязвимости, а значит, он может быт сбит с пути или замедлен в своём продвижении, что, на самом деле, одно и то же. Антитрадиционное тогда - дополнительная преграда на пути. Но если есть хотя бы временная возможность действовать из надиндивидуальной области, граница должна стираться.
Полностью неведическая, "варварская" философия йаванов (так называли западные народы и эллинов) (यवनं मतम्) в традиционном трактате включается в список как традиционная видйа - рядом Ригведой и кальпа-сутрами. Традиция не знает ошибочного мировоззрения, она знает более или менее широкое, способное с большим или меньшим количеством противоречий объяснить мироздание и суть вещей. О вайшешмке, близкой современному атомизму, в традиционных текстах говорится, что нужно отбросить её частные положения и принять только общие, которые не противоречат заданному критерию (установленной границе) - шрути. К слову, философия йаванов описана как "понимание Бога как невидимого творца этой вселенной, распознавание добродетели и порока без оснований в шрути и смрти, и вера в то, что шрути составляют отдельную религиозную систему". Над этим определением интересно поразмыслить.
В конечном итоге, без учёта индивидуальности, не существует нетрадиционных наук, а есть ограниченные, так традиция - это открытие сути вещей. Нет нетрадиционной политики, есть неэффективная, так как традиция - это организация государства и охрана подданных. Нет нетрадиционной музыки, есть негармоничная и грубая - так как традиция это гармония и способность выразить тончайшее, невыразимое. Не существует нетрадиционных обществ, есть только те, где традицию почти забыли, так как традиция - это порядок и ясность. Нет нетрадиционного мира, есть тот где традиция сейчас затемнена и будет открыта позже, так как традиция - это свет истины. Нет смерти, есть изменение формы, так как традиция это вечная жизнь. "Познаете истину, и истина сделает вас свободными" (Ин. 8:32).
Возможно, здесь стоит разделить два смысла вкладываемые в понятие «традиционное».
ОтветитьУдалитьПонимаемое как «генетическая» связь с Высшим принципом, оно, действительно, не позволяет говорить о чем-то, как он «нетрадиционном». Все порождено Единым, небытия – нет, есть лишь степени «ослабления» бытия, абсолютного заблуждения, тоже, нет, есть лишь степени затемнения Истины.
И конструктивистская архитектура, и современная политическая система отражают определенные потенции Универсальной Возможности.
«Традиционное» понимаемое как «опора» для «восхождения» к сверхиндивидуальным состояниям, или, наоборот, «снисхождения Духа», как раз и позволяет говорить о «нетрадиционном», или даже «антитрадиционном».
Это полностью соответствует рассмотрению человеческого существа в его отношении к инициации.
С точки зрения Самости любой может осуществить «метафизическую реализацию», но с «практической» точки зрения, способные к этому индивидуумы составляют меньшинство, «элиту».
«Вся земля – храм Божий», но далеко не каждый камень отмечает место способное стать «Вефилем» (домом Бога).
И в этом смысле, возвращая слову «традиция» первоначальное значение «трансмиссии», можно говорить и о нетрадиционной музыке, политике, etc.
Очень важное замечание, дополнил эссе.
ОтветитьУдалить